Важный элемент в организации логистики – сеть, посредством ее происходит оптимальное направление материальных потоков. Структура сети распределительных центров сказывается на затратах, возникающих при доведении продукции до заказчика, а, значит, и на ее отпускную цену, по которой она поступает на реализацию.

Распределительный центр – это склады, куда поступают товары с производственных предприятий и от крупных оптовых торговых организаций (к примеру, из соседних отечественных регионов или из-за рубежа). В функции распределительного центра входит отпускать полученную продукцию небольшими партиями оптовикам и розничным торговым точкам посредством собственной либо их товаропроводящей сети.

Эдгар Гувер предложил три стратегии размещения распределительных складов:

  • непосредственно вблизи места реализации товара,
  • поблизости от производства
  • в промежуточных точках.

Данная классификация стала общепринятой и несет экономический смысл.

Итак, что такое распределительный центр в зависимости от места его расположения?

Склад, расположенный вблизи места сбыта, обеспечивает своевременное пополнение товарных запасов потребителей. Территориально площадь рынка сбыта, обслуживаемого этим складским комплексом, зависит от того, каковы желательная быстрота поставки, средние объемы партий товара и ориентировочная величина затрат на перемещение со склада до места реализации. Основные критерии функционирования таких складских комплексов – минимизация затрат на логистику и обеспечение должного качества обслуживания. Шире всего данная система снабжения применяется в торговле продуктами питания и товарами народного потребления повышенного спроса. Но характерна она и для множества других видов торговли, поскольку показывает себя как наиболее выгодная экономически – это наиболее рациональный вариант быстрого восполнения запасов.

Размещение складских комплексов рядом с производственными предприятиями упрощает аккумуляцию востребованного у покупателей ассортимента. Становится возможной отправка им скомбинированных заказов по фиксированным ценам. Плюсы таких комплексов – в обеспечении достаточно высокого качества обслуживания и снабжении покупателей полным перечнем товаров. А предприятие-изготовитель получает возможность быть самым предпочтительным для потребителя среди остальных поставщиков.

Складские комплексы, размещаемые в промежуточных точках – между производителем товара и его потребителем, функционируют по тому же принципу, что и созданные в непосредственной близи от производства. Там накапливается весь ассортимент и отгружается потребителям смешанными партиями по льготному тарифу.

Спектр функций складского комплекса, товарооборот через него и принцип размещения зависят от востребованного у потребителей объема продукции в конкретной местности. Играют роль и стратегия развития, и финансовая стабильность предприятия, создавшего данную распределительную сеть. В ходе проектирования ее принимаются во внимание:

  • стоимость доставки продукции клиенту;
  • максимальный объем товаров, который физически способен переработать склад – принять, складировать и отпустить;
  • процедура оформления заказов;
  • организация управления складским комплексом;
  • качество обслуживания потребителя.

Эффективна та сеть, которая способна обеспечить наивысшее качество обслуживания клиентов при небольших собственных материальных и временных затратах. В зависимости от избранной стратегии размещения товаропроводящую сеть организуют в одной из двух вариаций: как централизованную структуру, имеющую один мощный распределительный центр, или – децентрализованной, имеющей несколько центров.

Централизированная структура особенности:

Распределительный центр, функционирующий в рамках централизованной товаропроводящей структуры, занимается отгрузкой продукции конечному заказчику в различные регионы. Это может быть как посредник, берущий оптовые партии товара, так и розничная торговая точка. Преимущество такой организации – снижение нагрузки на склады изготовителя: продукция немедленно направляется в распределительный центр. Минусы – ощутимые траты на транспортировку сразу множеству покупателей.

Децентрализированная система особенности

Децентрализованная система распределения подразумевает наличие некоего количества распределительных центров, а это увеличивает затраты на содержание всей сети в целом. Зато снижается стоимость транспортировки продукции клиентам, так как территориально они располагаются недалеко от потребителя. Помимо того – в данных центрах известно состояние местного рынка. Но недостаток этой системы – сложность поддерживать невысокую себестоимость организации товарооборота на складах.

Таким образом, материальные затраты на содержание централизованной системы распределения могут оказаться значительными. Их снижают путем увеличения количества распределительных центров, территориально организованных вблизи от потребителей. К тому же, децентрализованная система функционирует более оперативно – продукция быстрее попадает к заказчикам.