При размещении каких-либо товаров в розничных торговых точках широко применяется такое понятие, как группы ассоциативных товаров. Чаще всего, эти группы составляют два ключевых компонента:

  • основной товар и продукция,
  • сопутствующая ему.

На территории торговых залов ассоциативные группы размещены рядом, чтобы потребитель приобрел не только основной, но и сопутствующие наименования.

Цель схемы

Цель применения ассоциативных товаров заключается в увеличении числа продаж и прибыли, а не на уменьшение перемещения потребителей по магазину. Несмотря на это, ряд исследователей утверждает, что применение подобной схемы принесет немалую пользу в сфере складской логистики для ускорения комплектации отгружаемых позиций. Можно ли считать такое мнение правильным? Этот вопрос мы и рассмотрим в статье.

Для обнаружения ассоциативных групп изучается статистика отгрузок с территории складского комплекса и определяются позиции, часто собираемые в один заказ. Результат данного исследования – ассоциативные группы или пары, которые подразделяются на 3 подтипа.

Типы ассоциативных товаров

1‐й тип – несвязанные грузы, совместно отгружаемые со склада ввиду их высокой популярности и оборачиваемости. К примеру, книги-бестселлеры. Из них сложно выделить ассоциативные товары. В принципе, это и не нужно, поскольку товары с высокой оборачиваемостью располагаются в специальных зонах с максимально удобным доступом (нижние ярусы стеллажных систем, близость стеллажей к началу проезда и т.д.). Это говорит о том, что наименования товаров из этой категории будут храниться недалеко друг от друга, в легкодоступной зоне и без специальной сортировки.

2‐й тип – ассоциативные товары, в которых есть основные товары, относящиеся к так называемому классу А (высокой оборачиваемости) и сопутствующие наименования классов B, C (иначе говоря, низкой оборачиваемости). К этой категории можно отнести, например, степлеры и скобы для него. В этом случае может появится проблема вытеснения артикулов класса А в менее выгодные зоны. Эту задачу можно решить, если уменьшить зону размещения сопутствующих товаров, но это приведет к затратам на внутрискладские операции. Таким образом, если располагать артикулы этой группы рядом, то это неизбежно приводит к снижению эффективности работы склада и ощутимым потерям.

3‐й тип – группы товаров с одинаково невысокой оборачиваемостью. Это могут быть кабельные каналы и их крепления. Казалось бы, совместное хранение товаров этой группы было бы полезно для улучшения функционирования склада, но зачастую эти товары обладают различными ОВХ (объемно-весовые характеристиками). Товары этой группы обрабатываются техникой разного типа и хранятся на стеллажах разной конструкции. Поэтому возникает проблема с отгрузкой и перемещением таких товаров. Значит, близкое размещение этой группы товаров неэффективно или вовсе не возможно.

Можно предположить, что размещение ассоциативных товаров рядом друг с другом эффективно при выполнении таких условий, как:

  • обладание схожими ОВХ;
  • одинаково невысокая уходимость.

Однако вышеназванным условиям сможет соответствовать очень маленькое число товаров. Кроме того, заказ могут составлять и другие грузы, не составляющие ассоциативную группу.

В среднем время на комплектацию товара как при отборе каждой позиции, так и при сборке с применением ассоциативных групп будет одним и тем же. Также важно отметить значительное удорожание стоимости складского комплекса.

В результате можно говорить о том, что применение механизма ассоциативных товаров является маркетинговым ходом, который не будет полезен в условиях складской логистики.