Сложность работы с товарами с ограниченным сроком годности проявляется в необходимости строгого контроля за датой, после которого он становится непригодным к употреблению. Этот товар не должен потеряться на складе, нельзя нарушать сроки его поставки. Просрочка грозит необходимостью полного уничтожения всей партии, ее нельзя даже реализовать по более низкой стоимости. Если же реализуется продукция с истекшим сроком годности, это может вызвать штрафные санкции.

Четкий контроль срока годности – необходимое условие хранения такого товара, требующее повышенного внимания ко всем стадиям перемещения товаров в пределах склада. Все сказанное выше в первую очередь относится к продуктам питания, как самой обширной группе товаров с определенным сроком годности. К этой группе можно отнести косметические товары, парфюмерию, лекарственные средства.

Однако годность продукции может измеряться не днями, а месяцами, к примеру, как у автомобильных шин. Если же складская логистика не позволяет четко определить срок из-за несовершенства систем учета и автоматизации, это может стать серьезной проблемой из-за ошибок в учете.

Визуальная схожесть товара, например такого, как автомобильные шины, отсутствие маркировки и даты изготовления усложняет работу кладовщиков и может привести к серьезным потерям в результате утилизации партии с истекшим сроком годности.

Использование штрих-кодов

Поэтому важно вводить данные о дате производства и сроках истечения годности продукции автоматизированную систему учета. Эту задачу значительно облегчает наличие штрих-кода или радиометки, позволяющих легко считать данные и актуализировать их.

Наиболее наглядный и доступный вариант – нанесение штампа с датой производства товара при его производстве или передаче на складское хранение. Осуществить учет в этом случае можно путем составлением списка на специальном бланке и передаче оператору для ввода в автоматизированную систему. Даже при наличии системы штрих-кодов актуализация данных о сроках годности обычно производится вручную. При этом за аналитические данные отвечают менеджеры, а кладовщики собирают первичную информацию вручную.

После занесения данных в систему оператор распечатает этикетки, в которых указаны внутренние штрих-коды для маркировки продукции на складе.

Нанесение маркировки потребует увеличения трудозатрат для ее рационального выполнения с учетом действующей автоматизированной системы. Но уже нанесенные штрих-коды облегчают задачу по контролю над сроком годности, что позволяет автоматизировать эту сложную операцию повсеместно. Если сбор данных осуществляется вручную, то окончательно пересчитать весь имеющийся в наличии товар можно непосредственно после нанесения штрих-кодов.

Товары с ограниченным сроком хранения требуют большей точности учета при их складском хранении. Если продукция хранится в виде паллет, ее удобно транспортировать независимо от конечной даты потребления – такой товар легко переместить и разгрузить из любой точки складского помещения.

Смешанный тип хранения

Наиболее распространенным вариантом при хранении продуктов питания является смешанный тип, где товары одновременно размещаются на паллетах, в коробках и штучно, и пополняются в виде так называемой подпитки. В этом случае наиболее приемлемой будет способ размещения на верхних ярусах склада, стеллажи используют для подпитки коробочного, а затем и штучного хранения. Партии товара для заказа отбираются среди штучных экземпляров, но здесь может возникнуть противоречие. Если заказ подразумевает объем, равный коробам, то проще взять уже оформленный и упакованный товар, чем заново сортировать его из зоны штучного хранения. Но при этом будет отгружаться товар с более поздним сроком годности, в то время как штучный товар будет лежать невостребованным. Противоречие возникает при решении задачи – лучше сэкономить трудозатраты на формирование заказа или ранее реализовать товар с меньшим сроком годности? Этот вопрос логисты каждого предприятия решают в индивидуальном порядке.

В случае, когда товар скоропортящийся, то имеет смысл передать его к отгрузке для своевременного контроля над сроками годности, а для продукции с более продолжительным сроком хранения подойдет принцип FEFO, подразумевающий отпуск товара крупными сформированными партиями.

При востребованности товара крупными партиями выгоднее будет выбрать последний способ для повышения скорости формирования заказа и сокращения трудозатрат на сортировку в коробки.

Возможно и возникновение следующих спорных ситуаций. После запуске автоматизированной системы она может потребовать выполнения на первый взгляд бессмысленных заданий для подпитки. К примеру, нужно отобрать паллеты, размещенные на верхних ярусах, когда внизу находится товар с тем же самым наименованием. При этом система будет права, потому что выше расположен товар с наименьшим сроком годности, и его нужно передать на отгрузку в первую очередь. Рекомендации будут обоснованными, и их нужно воспринимать как более перспективный способ работы со складом.